Человек как процесс или Четыре составляющих объекта управления

управление собой

Из важной посылки, что человек является процессом, а не объектом, следуют два практических вывода.

Первый: управлять собой – управлять этим процессом.

Второй: управлять этим процессом – учитывать четыре составляющие этого процесса.

Поговорим на тему, которую до сих пор не затрагивали.

Развитие человека (или его деградация, движение есть вверх или вниз, но оно есть всегда) включает четыре составляющие:

— физическую, или физиологическую;

— эмоциональную, или психическую;

— интеллектуальную;

— духовную.

О чём идет речь?

Физическая составляющая – всё, что непосредственно связано с телом. Акцент на физической составляющей человека означает заботу о еде, отдыхе (сне), двигательной активности, половом контакте (не сексе, ибо понятие секса —  шире), отправлении физиологических надобностей.

В принципе, именно в этой своей составляющей человек является не более чем биологическим видом, млекопитающим  — таким же, как его соседи по планете. Назовём условно «человек физический».

Эмоциональная (психическая) составляющая – совокупность эмоций, неосознанных и/или неконтролируемых интеллектом реакций (условных рефлексов), чувств.

Является более высокой ступенью по отношению к физической составляющей. В этой области человек уже существенно превосходит животное в силу высокой сложности своей т.н. психической жизни. Это «Человек эмоциональный».

Интеллектуальная составляющая – любой вид мышления (абстрактно-логическое визуальное и т.д.), т.е. осознанной упорядоченной обработки входящих данных в некоем контексте. Это «Человек думающий». В дальнейшем, говоря об интеллекте, будем иметь в виду именно процесс логического мышления (хотя интеллект бывает и физический, он же мышечная обучаемость, и эмоциональный, он же эмпатия).

Интеллект способен взять под контроль и физическую составляющую, и эмоциональную, является в этом смысле высшей ступенью по отношению к ним обеим. По степени развития сопоставим с человеческим только у высших млекопитающих (дельфины, некоторые виды обезьян).

Духовная составляющая – наиболее сложно поддающаяся определению часть. Назвать её верой в Бога (и Богу) или общением с Богом было бы неверно в силу явной метафизичности этих терминов, хотя по сути это точно. Назвать интуицией – некорректно, ибо интуиция лишь средство получения входящей информации.

В таких случаях легче всего определить «от противного», дать отрицающее определение. Скажем так: это область человеческой личности, направление его, человека, развития/деградации, которая не охватывается предыдущими тремя. В своей духовной составляющей человек действует исходя из принципов, лежащих за рамками физических потребностей, эмоциональных порывов и логических доводов.

Что из этого практически следует для «Человека-государства»?

Договорившись о том, что «Человек-государство» управляется не алгоритмами, а принципами (ибо управлении есть искусство, а не методика), мы понимаем – эти принципы должны быть установлены для каждой из указанных четырех составляющих человека.

При этом учитываем следующее.

Во-первых, как я уже сказал, эти составляющие ранжированы. Духовная  — более высокая по отношению ко всем остальным, физическая – наиболее подчиненная.

Следовательно, принципы управления, установленные и последовательно применяемые на более высокой ступени, обеспечат лучшее качество управления. Кроме того, принципы более низкого уровня управления не должны противоречить принципам более высокого уровня.

Примеры: крайне тяжело заставлять себя бегать по утрам (управление на физическом уровне), если это вызывает постоянное раздражение и дискомфорт  (на психическом уровне). Сложно получать положительные эмоции от вечеринки (психологический уровень), если завтра необходимо сдать результат ответственной работы, а он не готов (интеллектуальный уровень).

Поэтому при установлении принципов управления собой «Человек-государство» двигается «сверху вниз». В начале определяются принципы управления в рамках духовной составляющей, затем – в интеллектуальной, после этого  в эмоциональной, психической и, наконец, в физической.

Легко заметить, что шесть приоритетов управления государством сформулированы и ранжированы в очень похожем порядке.

Высший приоритет, мировоззрение, управляет духовной сферой человека, исторический и идеологический – его интеллектуальной и, в некоторой степени, эмоциональной сферой, низшие приоритеты, финансовый (экономический), генетический и насильственный, управляют эмоциональной и физической сферой человека.

Это лишний раз доказывает не просто пригодность, а крайнюю эффективность «Человека-государства» как искусства управления собой с использованием принципов государственного управления.

И во-вторых, в каждом конкретном человеке (и в вас тоже, да) существует приоритетная для него самого составляющая.

Именно эта составляющая (у каждого своя) определяет большинство мыслей, целей, действий данного конкретного человека.

Поэтому крайне полезным для совершенствования «Человека-государства» является точное и искреннее определение той сферы, которая является приоритетной для него.

Сразу оговорюсь: хотя духовная составляющая человека – высшая по отношению к физической, это не означает, что «человек духовный» — «хороший», а «человек физический» — «плохой».

Человек, главные интересы которого  — есть, пить и спать с противоположным (или своим) полом, не хуже и не лучше любого высоколобого интеллектуала или просветленного аскета. Эти люди просто разные. И их разность требует различного подхода, в том числе подхода к управлению.

Это и будем в дальнейшем иметь в виду.

Домашнее задание: определите приоритетную для вас лично сферу, исходя из приведенной классификации. Для этого необходимо честно и откровенно ответить себе на вопрос: из какой сферы исходит наиболее сильная мотивация для всех ваших мыслей, целей, слов и поступков?   

 

Присоединяйтесь к нам и присоединяйте других: делитесь ссылками в соцсетях.

 

Успехов!

 


———————————————————————-
Обсудить ВКонтакте


———————————————————————-
Обсудить на Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *