Четыре вектора воспитания

Эта статья была написана мной достаточно давно для журнала. Найдя и пересмотрев её, посчитал необходимым опубликовать и здесь, ибо к теме психохирургии она имеет непосредственное отношение…

ребенок воспитание

Существуют четыре пункта, которые я считаю принципиальными в воспитании детей.

По моему убеждению, эти четыре базисные точки являются также и достаточными. Никакие другие качества детей не являются столь необходимыми, как эти. С другой стороны, воспитав в детях эти четыре качества, можно не заботиться уже ни о каких других. Именно эти качества являются необходимым и достаточным минимумом для свободной и успешной жизни.

Вот эти качества:

Самостоятельность

Осознанность

Позитивность

Предприимчивость

Эти качества являются абсолютно понятными для всех социальных, национальных, культурных слоев общества и не допускают неоднозначных толкований. В этом их отличие от таких расплывчатых и крайне субъективных характеристик, как «доброта», «ум», «совесть», «успешность», и уж тем более совершенно не поддающихся объективной оценке критериев «Чтобы был счастливым», «чтобы был хорошим» и т.д.

Рассмотрим это подробнее.

Под самостоятельностью я понимаю, во-первых, четкое и однозначное представление у ребенка (желательно как можно в более раннем возрасте), что его жизненный путь и качество его жизни не зависят ни от кого, кроме него самого. Воспитание такого понимания должно полностью исключать в человеке надежду на родителей, друзей, вообще других людей в том, что касается достижения каких-либо целей и получения каких-либо благ. Также это понимание должно полностью исключать надежду на такие абстрактные категории, как страна, государство, правительство, политики, партии и т.д.

Более того, в определенной мере, это понимание должно распространяться и на степень влияния на судьбу человека Высших сил (Природы, Бога и т.д. в зависимости от ваших убеждений). В этом смысле ребенок должен усвоить не концепцию «На все воля Божья», что приведет его к фатализму и нерешительности, а концепцию «У Бога нет других рук, кроме твоих». Такая концепция позволяет принимать самостоятельные решения, рассчитывать на собственные силы, при этом признавая влияние Высших сил на результаты собственных действий.

Во-вторых, под самостоятельностью понимается обладание полной степенью внутренней свободы и внутренней ответственности. Свобода означает абсолютную независимость в выборе жизненного пути, целей и средств их достижения. Никакие чужие интересы не должны влиять на ребенка в принятии им решений. Ответственность означает полное принятие всех событий жизни как результатов собственной деятельности и поведения. Таким образом, ребенок должен понимать четкую связь между степенью свободы и степенью ответственности.

Осознанность в ребенке следует развивать в двух аспектах. Во-первых, ребенок должен уметь четко формулировать свои краткосрочные и долгосрочные цели и желания. С возможно более раннего возраста ребенок должен уметь задавать себе вопросы «Что я хочу?» и «Как мне этого добиться?» и отвечать на них (или находить ответы вовне). Во-вторых, все свои поступки и действия ребенок должен учиться сверять с собственными целями и желаниями. Каждый раз, когда у ребенка возникает стимул к действию, он должен уметь контролировать себя вопросами «А мне это нужно?» и «Зачем я это делаю?». Это касается и внутренних стимулов (захотелось пропустить спортивную тренировку) и внешних (во дворе ребята попросили покараулить велосипед). В первом случае, например, ребенок должен быть в состоянии вспомнить, что он поставил себе цель стать спортсменом и получить первый разряд, поэтому на тренировку все же надо пойти. Во втором случае ребенок должен уметь понять, что покараулить чужой велосипед не в его интересах, и либо отказаться от этого, либо четко сформулировать, почему он это все-таки делает («Ладно, я покараулю, а ты потом дашь мне покататься», либо «Ладно, я покараулю, потому что ты мой друг, а другому я бы не стал» и т.п.). Таким образом, в ребенке следует воспитать неизменную привычку совершать только те действия и поступки, которые соответствуют его желаниям и целям, как долгосрочным, так и сиюминутным.

Позитивность, на мой взгляд, включает следующие составляющие:

1) четкое осознание ребенком того, что все происходящее в жизни есть благо. Лучше всего этот принцип иллюстрирует афоризм Ницше «Все, что не убивает – делает сильнее». Таким образом, ребенку желательно понимать, что те события, которые ему не кажутся «хорошими» сами по себе (получил «двойку», разбил коленку и т.д.), являются всего лишь «обратной связью» от окружающей среды, показывающей, как не надо себя вести в дальнейшем.

2) некая веселость и несерьёзность отношения к жизни вообще. Это подразумевает повседневный юмор, иронию, легкое отношение к окружающим и собственной персоне. Идеально, если это состояние является не только внутренним, а ребенок еще и учится взаимодействовать с окружающими в этом ключе. В первом случае у него просто создается защитный механизм для психики. Во втором, кроме того, еще и вырабатывается репутация веселого и легкого в общении человека.

Определяющим для предприимчивости ребенка является отсутствие запретов на действия. Речь идет не о безусловных и объективных запретах, связанных с защитой жизни и здоровья (типа не баловаться с газовой горелкой и не тыкать палкой в глаз соседу), а о преодолении запретов социального, культурного, национального и другого подобного характера. Следует максимально поощрять в ребенке любую инициативу и всячески воспитывать в нем стремление к практическим действиям. При этом ребенок должен понимать, что его действия не всегда будут успешны, а иногда будут приводить и к нежелательным результатам, но проявлять инициативу все равно необходимо. В этом смысле ребенок должен усваивать принцип «лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть».

Обобщающим выводом по четырем указанным качествам является следующий:

ребенок должен уметь четко определить собственный интерес, сформулировать соответствующую ему цель и быть способен предпринять любые действия, способствующие достижению этой цели, сохраняя при этом позитивный внутренний настрой, а в идеале, еще и внешнюю легкость в отношениях с окружающими.


———————————————————————-
Обсудить ВКонтакте


———————————————————————-
Обсудить на Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *