О «гражданском браке»

Люди, привыкшие черпать сведения о мире из Википедии, уверены, что «гражданский брак» — это когда в ЗАГС сходили, а в церковь при этом — нет.

Чуть раньше эти же самые люди были уверены в том, что «гражданский брак» — это когда вообще никуда не сходили: ни в ЗАГС, ни в церковь. Википедия-то меняется, понимаешь…

Короче говоря, в более широком смысле, в котором это словосочетание и употребляют чаще всего, гражданский брак — это сожительство. То есть форма отношений между двумя людьми, которая вообще никак не санкционирована обществом: ни государственными, ни церковными, ни какими-то иными институтами…

В этом смысле его и обсудим.

Как всегда, сперва главное, затем — второстепенное.

Сказанное ниже ни в коем случае не является морализаторством. Автор статьи ненавидит морализаторство и всю жизнь с ним активно борется. Те, кто знают автора статьи как психолога, понимают, что в этом качестве он обладает достаточной широтой взглядов, чтобы лояльно относиться к любой форме отношений между мужчинами и женщинами. Те, кто знают автора не только с профессиональной точки зрения, тоже в этом не усомнятся…

То есть, если мальчик и девочка просто живут вместе, сожительствуют, — это не «плохо». Психолог не оперирует оценочными категориями, и статья не об этом.

Собственно говоря, в современном мире всё чаще сожительствуют и мальчик с мальчиком. И девочка с девочкой. Но тут есть одна особенность. Такое сожительство, всё-таки, даже самими этими партнёрами не признаётся «нормой». Опять-таки, не в том смысле, что это «плохо». А в том смысле, что «норма» — это принцип, которому следует большинство. А гомосексуалисты — это не большинство, это меньшинство. То есть, как бы ещё не норма. Пока, по крайней мере…

А вот так называемый гражданский брак, то есть внебрачное сожительство мужчины и женщины, уже вполне себе «норма». И снова, не в том смысле, что это «хорошо». А в том смысле, что это — принцип, которому уже следует большинство…

Однако автор статьи, помимо своей бескомпромиссной борьбы с морализаторством, всю свою профессиональную жизнь борется также и за осознанность. То есть за принцип, согласно которому человек в любой момент времени обязан отдавать себе отчёт в подлинном содержании своего собственного поведения, и в своих подлинных мотивах.

А осознанность означает, что живущий в т.н. «гражданском браке» человек — мальчик или девочка — обязан понимать, что никаким семейным союзом его отношения, в действительности, не являются. Соответственно, и никакие принципы, свойственные для семьи, — например, принцип «Твои проблемы — это мои проблемы» — на его отношения не распространяются.

А вот, например, принцип «Никто никому ничего не должен» на эти отношения распространяются в полной мере.

Собственно, почему вообще «гражданский брак»?

Словосочетание «гражданский брак» в РФ появилось в 90-е годы, когда на руинах Советского Союза наследники западной Римской Империи принесли отсталым славянским варварам цивилизацию.

Cамо это понятие civilis — «гражданский» — пришло из Римской Империи. Мировоззрение древних римлян, по сути, было предельно простым и состояло в следующем. Все правила поведения, принятые внутри Империи — это цивилизация (с тем же самым корнем, civilis). То есть граждане Римской Империи — это цивилизованные люди. А все прочие люди, живущие за пределами Римской Империи (включая, в том числе, германцев и славян), то есть не граждане Империи — это варвары, это не цивилизованные люди…

Короче, кто живёт по нашим правилам, — тот цивилизованный.

Кто живёт не по нашим, а по своим правилам, — тот варвар.

Человеку, знакомому с историей Древнего Рима, понятно, что представления римлян об организации сексуальных отношений, особенно в поздний период Империи, отличались, мягко говоря, широтой и своеобразием. На фоне широко распространившегося гомосексуализма и педофилии такая вещь, как внебрачное сожительство мужчины и женщины, выглядела уже абсолютной разновидностью нормы…

Но главное: всё это и было элементами этой цивилизации, то есть этого гражданского общества. Это и было его правилами.

Колонизация России в 90-е годы производилась ровно на тех же принципах.

Наследники Римской Империи сообщили славянским варварам, что их отсталые архаичные представления о необходимости заключать браки между мужчиной и женщиной — это варварство. Что на самом деле внебрачное сожительство между М и Ж — это гражданский брак, что это элемент цивилизации, которому должны следовать все цивилизованные люди…

Ну, типа, ваши варварские правила — это туфта. А наши — это цивилизация. Ваш брак — это архаика. А наш, гражданский брак, то есть банальное сожительство — это передовая социальная технология. Никто никому ничего не должен. Пользуйтесь.

Пользуемся.

Повторяю: автор не против того, чтобы кто-то чем-то пользовался. Или даже кто-то пользовался кем-то… В конце концов, мы все друг другом пользуемся, по мере возможности…

Но вот осознавать, что семья и сожительство — это две принципиально разные формы отношений, выстроенные по совершенно разным принципам, имеет смысл.

Тут как с правдой. Правда — она и есть правда: не бывает пионерской правды, комсомольской правды… Брак — он и есть брак: засвидетельствованная обществом семья. А всё прочее — сожительство. Что, повторяю, тоже не «плохо».

Жить вообще неплохо.

Плохо не различать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *