Слалом из матки в могилу или Развитие человека по четырем его составляющим

психофилософия

 

Четыре фундаментальных составляющих человека, о которых говорилось в предыдущих материалах, прекрасно иллюстрируются процессом развития человека в течение его жизни.

Первая составляющая, биологическая, человек как животное – она же первый этап в становлении каждого из нас. Начинается он в материнской утробе, в период формирования и развития плода, продолжается после рождения человека: по разным оценкам, рост и формирование биологической особи продолжается до 25-27 лет.

Это наиболее очевидная ступень нашего развития. Именно поэтому она является и наиболее освоенной со стороны науки. В биологии и физиологии человека, в анатомии, в хирургической медицине практически не осталось белых пятен. Выращивание искусственных органов, годных для пересадки человеку взамен удаляемых больных, станет финальным этапом познания человека как животного.

Вторая составляющая, психоэмоциональная. По мере роста маленького человека-животного у него формируется цепь условных рефлексов, со временем всё усложняющаяся. Положительный опыт одобряется и закрепляется, негативный опыт отрицается и вытесняется в бессознательное. Идёт процесс формирования неврозов, фобий, страхов, положительных и отрицательных «якорей», которые и станут, со временем, содержанием нашей так называемой психологической жизни, благодатным полем для принятия неверных решений, основой для манипулирования друг другом и самим собой.

            Очевидно, что и в этом своём качестве человек не сильно отличается от животного, — психологизм в поведении присущ многим животным, высшие животные вроде приматов обладают весьма богатой психоэмоциональной палитрой. Социализация человека – тот же процесс, что и дрессировка животных. Он направлен на выработку систему условных рефлексов, необходимых дрессировщику. Инструментами выступают социальные нормы и правил, законы, ортодоксальные формы религий и прочее.

Эта составляющая человеческого бытия, в силу своей некоторой эфемерности, преобладания информационных данных над материальными, менее изучена, нежели физиология и анатомия человека. Однако принципиальной загадки она также не представляет, в том числе благодаря усилиям Фрейда, Юнга, Адлера, Райха, Фромма и огромного количества других исследователей индивидуальной и социальной психологии человека. Суть человека психологического – непрерывная цепь внутренних конфликтов между безусловными и условными рефлексами, между примативными биологическими потребностями и требованиями наших дрессировщиков, глубоко укоренённые в нашем бессознательном.

Это противоречие между животным и социальным субъектом разрешается, в известной степени, на третьем этапе развития человека, в процессе формирования его третьей базовой составляющей – интеллектуальной.

* A propos, в полном соответствии с гегелевской диалектикой (тезис – антитезис – синтез), каждый следующий этап становления человека является антитезой по отношению к предыдущему, отрицает его. Одновременно он же является синтезом двух предшествующих ему этапов, качественно новой ступенью развития.

Это наглядно проявляется в человеке интеллектуальном. С одной стороны, наш интеллектуальный аспект – это отрицание нашей психоэмоциональной природы, попытка борьбы с нею. Вспомним известный тезис Конан Дойля, повторяемый во всех экранизациях его «Шерлока Холмса» устами всех исполнителей главной роли: разум (интеллект) противостоит так называемым чувствам, etc.

С другой стороны, человек интеллектуальный примиряет животное с психом, делает возможным нормальное существование в ситуации непрерывного конфликта биологического с социальным.

* Кстати, ввиду многообразия трактовок понятия «интеллект» следует условиться, что под ним понимает психофилософский метод «Человек-государство». В нашей трактовке интеллект – это способность к адекватной, правильной обработке входящей информации. Чем адекватнее и правильнее она (информация) интерпретируется, чем более разумные выводы на её основе (с учётом ранее полученных данных) делаются – тем совершеннее интеллект.

Формирование человека интеллектуального не привязано жёстко к определённому возрасту, но в целом совпадает со временем начала интенсивного образования или самообразования. Кто-то в четыре года уже читает книжки, а кто-то в семь лет только изучает алфавит, и т.д. Человек интеллектуальный начинает своё становление в детском возрасте, с обретением возможности к самостоятельному размышлению. Продолжается сей процесс,  понятно, всю жизнь, усиливается с началом получения человеком образования.  Собственно, становление человека интеллектуального включает две базовые вещи: образование и размышление.

Образование, выражаясь «компьютерным» языком, есть процесс формирования нашей big data,  базы данных, которая служит фундаментом для последующего размышления. Чем эта база шире, глубже, разнообразнее, тем качественнее мыслительный процесс.

Размышление – гимнастика, тренировка, собственно процесс обработки имеющихся в нашем арсенале сведений, процесс формирования, на их основе,  неких новых концепций и выводов.

Собственно говоря, в этом, в том числе, и состоит психофилософский метод «Человек-государство»:   интеллектуальная корректировка собственного мировоззрения при участии и помощи стороннего человека.

Человек интеллектуальный, следуя нашей логике, — ещё менее изученный наукой и ещё менее доступный для полного препарирования субъект.

Даже среди выдающихся нейрофизиологов, с предельной ясностью разобравших зонирование и процесс функционирования человеческого мозга, не существует единого (а иногда, и собственного) понимания природы мышления и его связи с работой мозга.

Сложность эта, по-видимому, не разрешима и в перспективе. Наука – процесс интеллектуальный, а интеллекту крайне сложно анализировать и изучать самоё себя. Как мы уже отмечали, качественное изучение и решение проблем возможно лишь с более высокого, по сравнению с объектом изучения, уровня. Поэтому научные знания о мышлении и интеллекте, безусловно, будут совершенствоваться, ни никогда не приобретут той полноты, как знания о физиологии и анатомии человека.

* К слову, искусственный интеллект, создание которого – ближайшее будущее человечества, будет функционировать на принципах, совершенно отличных от работы интеллекта человеческого. Именно поэтому, во-первых, он будет на несколько порядков эффективнее, во-вторых, эти его принципы человеку так и останутся не понятными. Но это – отдельная тема, желающим – изучать.

Четвёртая составляющая – человек духовный.

Как правило, выход на эту ступень развития происходит через отрицание результатов интеллектуальных усилий. То есть, умный и достаточно образованный человек осознаёт, что мощный интеллект и высокая рациональность не обеспечиваютв полной мере ни полного контроля за событиями собственной жизни и окружающим миром, ни приносят должного внутреннего удовлетворения. Кроме того, интеллектуальность по мере её повышения ведёт ко всё большему разрыву с социальным окружением. Проще говоря, умный осознаёт глупость толпы и остаётся в одиночестве.

Возрастной период, в котором происходит (если происходит) выход на эту ступень, определить невозможно. Очевидно одно: выход на неё возможен только после существенного продвижения по интеллектуальному пути.

Это – наименее изученная область человеческого развития. Причин тому несколько, и все они очевидны.

Во-первых, даже до осознания существования этой ступени доходят  немногие, и уж совсем немногочисленна группа людей, сколь-нибудь серьёзно продвинувшаяся по этому пути. То есть материала для исследования мало, в отличие от физиологического и психологического материала.

Во-вторых, теоретическая и практическая наука – область сугубо интеллектуальная и, как мы уже увидели, эффективно исследует только области «ниже себя» (физиология и психология), а уже в области исследования мышления и интеллекта испытывает серьёзные трудности.

В-третьих, что следует из «во-вторых», традиционная наука наиболее эффективна в исследовании материального мира, и наименее эффективна в исследовании информационного. А становление человека, как мы увидели, идёт как раз в сторону усложнения его информационной составляющей. На первой ступени, человек-животное, сугубо материальна: тело и связанные с ним рефлексы, информации минимум. Вторая ступень, психоэмоциональная, напротив, большей частью информационна. Однако, будучи тесно связана с телом посредством физиологических и нейрофизиологических процессов, доступна углублённому изучению. Третья ступень, интеллектуальная, как мы уже увидели, познаваема пока исключительно в своем материальном аспекте, то есть с точки зрения процесса функционирования мозга как органа тела. Образно говоря, провода и розетку мы исследовали, но что такое ток – так и не поняли, хотя пользуемся. Четвёртая ступень, т.н. духовная, для непосредственного научного анализа недоступна, хотя её существование очевидно.

Наивно было бы предполагать, что этими четырьмя ступенями дело ограничивается. Скорее, полное их освоение представляет некий предел только для человека в том виде, в котором он существует последние несколько тысяч лет.

Однако нас, в практических целях, в рамках метода «Человек-государство», интересуют локальные вещи. Цель этого материала – показать, что успешное решение проблем, порождаемых человеком на физиологическом и психологическом уровне развития, связанных с телом и эмоциями, возможно только через осознанный последовательный рост и восхождение на более высокие ступени – в сферу интеллекта и духа.

Делитесь нашими материалами в сети, ждём ваших вопросов.

Успехов!


———————————————————————-
Обсудить ВКонтакте


———————————————————————-
Обсудить на Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *